Требы

Таинства и Обряды Церкви

В настоящее время словом «треба» называются молитвословия и священнодействия, совершаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного или нескольких христиан в особых обстоятельствах их жизни. Имеются в виду все Таинства (кроме Евхаристии и хиротонии), молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и прочее.

Богослужение Русской Православной Церкви через священнодействия вводит человека в особую, духовную суть жизни Церкви, низводя на человека благодать Божию и давая средства к освящению людей.
Богослужение в Церкви условно делится на два вида: общественное и частное.
Общественное богослужение охватывает богослужение суточного, седмичного и годового круга. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии.
Частное богослужение вначале входило составной частью в общественное богослужение, но затем выделилось в обособленное от этого круга богослужение. Это можно сказать обо всех Таинствах, кроме Таинств Священства и Евхаристии. Богослужение частное выделяется из цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и Обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя.
Словом «Таинство», в частности, обозначается особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимое посредство (1 Кор. 4, 1). В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. Это служение Божие приносит человеку святое, Небесное содержание жизни, чтобы он смог стать причастником таин Царства Божия и понять волю Божию о себе.
Видимую форму Таинства, составляют обрядовые священнодействия. Они играют роль посредника между Богом и человекам. Через обряды приходит к человеку благодатное освящение, которое достигается молитвой призывания Святого Духа. Обряд помогает человеку вступить в общение с Богом и остаться в живых. В этом смысле обряд необходим как путь восхождения к святыне Таинства, и без него мы не добрались бы до святыни. А добравшись, получив дар Небесный и святой, мы посредством обряда возвращаемся от святыни в жизнь и без обряда не смогли бы снова участвовать в ней.

По книге:
Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Паломник, 1999.

Простые и заказные записки на литургию текущего дня принимаются до чтения Евангелия (в начале сугубой ектеньи они должны быть переправлены в алтарь). После этого простые и заказные записки принимаются только на литургию другого дня.

Записки на молебен и панихиду текущего дня принимаются до пения молитвы «Отче наш» (не позже этой молитвы они должны быть отправлены в алтарь). После этого записки на молебен и панихиду принимаются только на требы другого дня.

Как правильно подавать поминальные записки.

1.    Записка должна содержать не более десяти (10) имен.

2.    Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво, четким и понятным почерком, лучше — печатными буквами.

3. В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

4.    Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва.

5.    Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»например: Алексия, Варвары).

6.    Все имена должны быть даны в церковном написании (Иоанна, а не Ивана) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли).

7.    В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

В записках о здравии перед именем можно упомянуть: «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного».

Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».

8.    Не забывайте, по заповеди Господней,  молиться и за обижающих Вас.

9.     Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

10. Ни в коем случае нельзя писать в записках о упокоении имена здравствующих людей – это грех и кощунство!

Молебны

В нашем храме вы можете заказать следующие молебны.
Молебны Господу Богу:
1) МОЛЕБЕН СПАСИТЕЛЮ (общий).
2) ПЕРЕД НАЧАЛОМ ДОБРОГО ДЕЛА (Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякаго доброго дела).
3) О БОЛЯЩЕМ (Молебное пение о недужных многих, или о едином).
4) О ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ (Чин благословения в путешествие).
5) О ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ САМОЛЕТОМ (Чин благословения в воздушное путешествие).
6) БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ (Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии).
7) О НЕУДОБЬ УЧАЩИХСЯ (об испытывающих трудности в усвоении учебного материала).
Молебны Пресвятой Богородице (смотри список икон, упомянутых в православном месяцеслове).
Молебны святым, чьи имена внесены в православный месяцеслов (смотри православный календарь).

Примечание: Убедительная просьба, точно и подробно указывать в записке того святого, которому вы хотите заказать молебен. Например, не просто св.Николаю (святых с этим именем в православном календаре множество), а свт.Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу.

Таинство Крещения

Согласно указанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, таинства Крещения в нашем храме совершаются при условии соответствующей подготовки.

Подготовка к Таинству Крещения состоит: в необходимости пройти огласительные беседы, которые проводятся со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет. В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники (крестные). Оглашение включает в себя:

  • проведение предварительных бесед, ориентирующих всех присутствующих в основные понятия христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленные на укрепление их веры и готовности изменить свою жизнь ради Христа;
  • проведение исповедальной беседы со священником перед совершением Таинства (для взрослых);
  • наставление новокрещеного к последующей церковной жизни после Крещения и его участию в жизни Церкви.

Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения признается его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения: намерение оставить греховную жизнь, искреннее исповедание веры, желание участвовать в церковных богослужениях и в приходской жизни.

Все, желающие принять таинство Крещения  должны прийти на беседу к священнику, которая проходит каждую субботу в 13.00 в актовом зале (белое здание за храмом слева).  Таинство Крещения совершается каждую субботу и воскресение после Литургии (так же возможно и в будни). Регистрация и оформление свидетельства о таинстве производится в церковной лавке.

Крестный (восприемник):

В Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы. А впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

При Крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестников на протяжении всего чинопоследования, причем, если восприемников двое, то мальчика должна держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель, он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пеленку или полотенце, чтобы вытереть тело ребенка. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетании со Христом. Впоследствии, по достижении сознательного возраста, восприемник должен объяснить крестнику основы Православной веры. Эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник – крещеный в православии верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения.

* * *

Обязанности крестных

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. Нравоучительная. На собственном примере, должны показать своему крестнику основные добродетели, чтобы ребенок рос настоящим добрым христианином.

3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.

Помните, Вы обещали Богу, что воспитаете своего крестника истинным христианином.

Кто может быть крестным

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Он не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

– После того, как совершено Таинство Крещение, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.

– Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

– Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

– У человека должен быть только один крестный родитель. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.

– Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.

– Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

– Запрещены браки между крещаемым и восприемником одного пола с ним: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (VI Всел. соб., прав. 53).

* * *

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы  крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям  походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

  Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).

Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в нечистоте, недолжно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

Молитвы за крестников

Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина)

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

 О воспитании детей добрыми христианами: Молитва родителей ко Господу.

Боже, наш милостивый и небесный Отче! Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту. Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени. Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми. Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.
Аминь.

  Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй. Аминь.

Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое. Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь. Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители. Ангелы Твои да хранят их всегда.
Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их. Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных. Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Таинство Брака (Венчание)

Подготовка к таинству Брака состоит в проведении не менее одной-двух предварительных бесед со священником, во время которых брачующиеся должны ознакомиться с церковными последованиями обручения и венчания, осознать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и семьи, как малой церкви, готовой служить Богу и помогать другим деланием евангельского добра, а также осознать ответственность друг за друга перед Богом и Церковью.

 

(5358)