О дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты,
Обитель чу́дную, святую,
Жилище и́збранных людей,
Обитель сердцу дорогую,
Обитель мира от страстей.
Богоизбра́нная обитель!
Пречудный остров Валаам!
Тебя дерзнул воспеть твой житель,
Прими его ничтожный дар!
Монах Петр (Михайлов)
Игумен Харитон (Дунаев)
С этих строк началось утро третьего дня прибывания на острове и конечно с праздничного богослужения в день памяти третьего обретения главы Иоанна Предтечи, где священник Павел Кузнецов сослужил духовенству обители. Богослужение прошло в главном храме монастыря, паломники причастились Святых Христовых Таин и с радостью и одухотворенностью продолжали паломничать по святому острову.
Сегодня у нас была возможность познакомится со Смоленским и Всесвятским скитами, а также со святым островом, на котором некогда подвизался преподобный Александр Свирский.
Путь до Святого острова — это водно-пешеходная экскурсия на север Валаамского архипелага, где расположен скит во имя преподобного Александра Свирского Чудотворца. В программу экскурсии входит посещение скитского храма, поклонного креста и пещеры — места, особо почитаемого Валаамской братией и паломниками, где, по преданию, жил в XV веке преподобный Александр Свирский, паломники с особым благоговением посетили пещерку преподобного и совместной молитвой прочитали акафист святому. Священник Павел Кузнецов помазал святым елеем всех молящихся. После обеда наша группа вновь отправилась в путь к Святыням Валаамских Скитов.
Скит во имя Всех Святых был основан еще в конце ХVIII в преп. старцем Назарием Саровским. По числу братии и своим размерам он был и остается самым большим на Валааме, напоминая внешне сказочную крепость, украшенную белыми островерхими башнями, в окружении старинных дубов, кленов и кедровых сосен. За алтарем скитской церкви расположено небольшое кладбище, где покоятся сугубо чтимые на Валааме подвижники благочестия, жизнь которых прошла в этом скиту.
1917 г. был освящен скит в честь Смоленской иконы Божией Матери — заступницы русского православного воинства. Храм этого скита стал одним из самых последних, построенных в Российской империи перед ее крушением. Он был сооружен по желанию великого князя Николая Николаевича Романова – верховного главнокомандующего русской армией во время 1-й мировой войны для ежедневного поминовения русских воинов, «на поле брани живот свой положивших». Проект храма в русском стиле с элементами модерна выполнил родной брат Николая Николаевича – талантливый архитектор великий князь Петр Николаевич. Этот уникальный скит был восстановлен в 2007 г., а его храм, вновь открытый для гостей и паломников, украшают теперь дивные росписи «Воинство Царя Небесного». Братия скита по мере сил старается продолжать традицию поминовения русских воинов, погибших в беспримерных по масштабам потерь войнах ХХ столетия. По живописной лесной дороге наша группа отправилась во Всесвятский скит, который расположен в 1,5 километрах от Смоленского скита.
Вход на территорию скита во имя Всех Святых разрешен только мужчинам (женщины могут его посетить лишь 1 раз в году – в день Всех Святых, 1-е воскресение после праздника Троицы).
А мы с паломниками из братии направились на поклонение в храм, что интересно и не обычно при в ходе в храм в притворе прихожане снимают обувь, так как в этом храме есть такая традиция, идеальная чистота и домашняя атмосфера.
Немного истории монастыря нам рассказала экскурсовод нашей группы Елена Михайловна Киселева.
Скит во имя Всех Святых был основан еще в конце ХVIII в преп. старцем Назарием Саровским. По числу братии и своим размерам он был и остается самым большим на Валааме, напоминая внешне сказочную крепость, украшенную белыми островерхими башнями, в окружении старинных дубов, кленов и кедровых сосен. За алтарем скитской церкви расположено небольшое кладбище, где покоятся сугубо чтимые на Валааме подвижники благочестия, жизнь которых прошла в этом скиту. Далее мы направились в автобус, который доставил нас до гостиницы ведь впереди нас ждал долгий путь домой.
Анализируя себя на мысли о святом острове, мы начинаем понимать почему великие писатели воспевали Валаам, что после знакомства с ним хочется прочитать о Валааме всё, что только возможно. «…Удивительно прекрасное утро! Любя природу и чувствуя её чарующие красы настолько, насколько это дано мне, я не припомню в моей жизни другого утра, которое вносило бы в душу мою столько хороших впечатлений!» Это писал в своей книге писатель Николай Лесков.
«Вот и берег, лужайка, лес и неторопливый путь к скиту, и часовня, и могила иеросхимонаха Антипы в лиственной роще, и ограда скитская… И ничего сурового в этой святой земле. Наоборот, светло, особенная, чуть ли не райская тишина». Писал представитель Серебряного века Борис Зайцев.
А знаете, о чём думал Иван Шмелёв, покидая остров? «Валаам остался на своём граните, – “на луде”, как говорят на Валааме, – на островах, в лесах, в проливах; с колоколами, со скитами, с гранитными крестами на лесных дорогах, с великой тишиной в затишье, с гулом лесов и волн в ненастье, с трудом – для Господа… Как и св. Афон, Валаам поныне светит. Афон – на Юге, Валаам – на Севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся “ночь мира” нужны маяки». Монастырь с богатой историей, прекрасный Спасо-преображенский собор. На Валаам хочется возвращаться снова и снова.
(239)