Паломническая поездка в Абхазию. День второй

На второй день нас ждало путешествие на восток страны в древние храмы и монастыри. У въезда в поселок Агудзера располагается храм св. Илии Пророка, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Церковь изначально была освященная во имя Георгия Победоносца, но в последствие была переосвещена и недолго оставалась храмом. В годы советской власти в храме располагались библиотека, курсы, складские помещения. Возрождение храма началось после грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.   

Храм освятили во имя Илии Пророка, и более 10 лет назад в храме состоялась первая служба. Сейчас ведется активная работа по реконструкции храма, восстановлению церковного хозяйства и возвращению утраченных земель. Храм обладает иконами, написанными абхазскими художниками. Примечательно, что в храме Илии Пророка богослужения ведутся на древнеславянском и абхазском языках, а византийские песнопения – на трех языках – древнеславянском, греческом и абхазском.

Дальше наша группа направилась в уникальное место, древний Драндский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 30 минутах езды от Сухума, между реками Малый Кодор и Адзапш на обширном Драндском плато расположено село Дранда. Здесь, на возвышенности, окруженный кипарисами, стоит массивный Драндский собор. Он был построен в VI в. Храм относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, распространенным на всей территории Византии в этот период времени. Его восточный фасад оформлен тремя пятигранными выступающими апсидами. Внутри храма в них расположен алтарь, через боковые проходы он соединяется с жертвенником и диаконником. Храм увенчан куполом, лежащим на низком шестнадцатигранном барабане. Стены, свод и купол храма сложены из кирпича, внутреннее пространство собора было покрыто штукатуркой и росписями.

В средние века Дранда была резиденцией епископа, его церковная власть распространялась от Кодора до Анакопии. Собору принадлежали крупные земельные владения, он вел оживленную торговлю лесом и скотом. Во время турецкого владычества храм был разрушен, и позже неоднократно реставрировался в разные годы XIX и XX веков. В результате всех реставраций и перестроек первоначальный облик древнего храма сильно изменился, а от росписей не осталось следа.

В 1883 году прибывшие из Нового Афона монахи основали при храме мужской монастырь. В начале XX века Драндский мужской монастырь был широко известен в Российской империи, число насельников достигало 300 человек. Монастырь имел два скита в окрестностях Дранды и подворья в Сухуме, Екатеринодаре, Новороссийске и Ейске. При монастыре была основана церковно-приходская школа для детей.

В 1917 году на территории монастыря располагались собор Успения Божией Матери, книжная лавка, усыпальница, скит великомученика Пантелеимона и Феодора Стратилата, церковь Святого Феодосия Черниговского, монашеские корпуса, больница и гостиницы. Монастырь окружали фруктовые сады и обширные виноградники, а в холме под собором раскинулся настоящий подземный городок с галереями и пещерами. Сегодня Драндский собор принимает с абхазским гостеприимством всех приезжающих сюда.

Далее мы держали путь в Успенский собор в селе Моква.

В селе Моква в конце X века царь Леон III возвел знаменитый собор Успения Божией Матери. Моквский собор стоит на возвышении у места слияния рек Моква и Дуаб.

Моквский собор – единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII-X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София).

Собор отличался великолепным внутренним убранством. Поражали редкие по мастерству исполнения фресковые росписи, мраморный иконостас с колоннами, прекрасные резные карнизы. В центре напольного орнамента был выложен круг из красного мрамора с узором в виде спускающихся лучей. Посетивший Мокву в 1659 году Иерусалимский патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был “расписан при великом Абхазском царе Давиде”, то есть в конце XI – начале XII века.

Возрождение Моквского собора произошло в 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а в 1920 году храм вновь подвергся разграблению. Было похищено и вывезено за границу принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре ценное Евангелие, написанное на 328 листах и украшенное уникальными миниатюрами и орнаментом, выполненными моквским иноком Ефремом при Моквском архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века моквское Евангелие было возвращено в СССР. В 1968 году широко отмечалось 1000-летие Моквского собора. К этой дате была проведена частичная реставрация. В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. При официальном открытии были отслужены всенощное бдение и Божественная литургия. На сегодняшний день службы в Моквском соборе проходят редко, однако двери храма всегда открыты. Мы в соборе познакомились с настоятелем храма и в месте отслужили благодарственный молебен Господу, по случаю нашего пребывания на благодатной абхазкой земле все паломники с усердием молились за восстановление святынь Абхазии.

После молебна в Моквском соборе наш путь был в Илорский храм, расположенный в небольшом поселке Илор. Храм возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он был образцом богатого убранства внутренних интерьеров. В храме были, емкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.

На сегодняшний день одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).

В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.

Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.

На пути домой мы посетили термальные источники. В селе Кындыг находится самый известный термальный ключ Абхазии – горячий гейзер с одноименным названием. Местные жители выстроили на гейзере термальный комплекс «Кындыгский источник» под открытым небом. Это комплекс бассейнов представляет собой несколько купелей, вода перетекает из одной в другую, постепенно остывая. После долгого путешествия по святыням Абхазии все паломники окунулись в источники с невероятно теплой и лечебной водой.

Завтра будет отдых и море после таких насыщенных паломничеств по невероятно красивой стране.

(165)