О дивный остров Валаам… День второй

После завтрака паломники вновь стали знакомиться с обителью. Экскурсовод рассказал нам историю возникновения и основания острова Валаам.

Само название остров получил много столетий назад, когда здесь жили финно-угорские племена, а позже карелы. История возникновения полна легенд и загадок. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля». По преданию, начало монастырю положил Андрей Первозванный, установив каменный крест во время распространения Христианства. Особо почитаются на Валааме преподобные Сергий и Герман, основавшие здесь монашеское братство.   

У историков нет единого мнения о времени основания монастыря на землях Валаама. По одной версии, связанной с Авраамием Ростовским, это X–XII века, по другой – XII–XIV. За свою историю острову пришлось пережить немало испытаний. Это военные столкновения со шведами, эпидемии. Обитель была полностью уничтожена и возрождалась вновь. Валаам, как и Карелия более чем на век оказывалась под властью Швеции, а значит, и под другой верой.

Однако в 1715 году, после очередной войны со шведами, указом Петра I началось восстановление обители. Вскоре было построено каменное здание монастыря, а к концу XIX века – церкви скитов. Материалы для строительства изготавливались на острове. Строителем Валаама называют игумена Дамаскина, при котором шло активное строительство, а также росла численность братии.

В 1887 году состоялось освещение закладного камня соборного храма. Здесь был воздвигнут величественный Спасо-Преображенский собор.

Маршрут экскурсии, который сегодня мы должны увидеть, проходит по трем валаамским скитам: Воскресенскому, Гефсиманскому и Коневскому. Немного расскажу о каждом по отдельности. Местность, получившая в начале ХХ в. название «Новый Иерусалим», центром ее является стоящий на высоком ладожском берегу Воскресенский скит, полностью отреставрированный и освященный к своему 100-летнему юбилею в 2006 г. В нижней церкви этого скита, напоминающей своим убранством раннехристианские храмы, устроено подобие пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. От Воскресенского скита лесная дорога уходит в сторону рукотворного Гефсиманского сада, где среди южных широколиственных деревьев и живописных кустов сирени расположен небольшой, уютный Гефсиманский скит с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы. Пешеходная экскурсия, построенная на стремлении показать и раскрыть редкостную гармонию дикой, суровой северной природы и строгой подвижнической иноческой жизни.

Нужно отметить, Воскресенский и Гефсиманский скиты с их своеобразным архитектурно-ландшафтным решением образуют знаменитую «Валаамскую Палестину», расположенную в западной части о. Валаам, неподалеку от причала круизных теплоходов в Большой Никоновской бухте. В районе удаленных внутренних Игуменских озер и Коневского скита гостей ожидает встреча с совсем другим по своему характеру уголком Валаама – необыкновенно тихим. Именно здесь располагалась некогда пустынька отшельника Дамаскина — будущего знаменитого Валаамского игумена. Всегда ровная водная гладь, отражающая густой хвойный лес, дубовая аллея, образующая прозрачную шелестящую арку, деревянные мосточки, соединяющие низкие берега, густой, целительный, напоенный ароматом можжевельника воздух — все это создает особую умиротворяющую и духовную атмосферу.

Чуть в отдалении от главной монастырской дороги мы нашли очень живописный Коневский скит. Деревянные постройки среди лесов стоят на берегу озера. Немного отдохнув, мы направились дальше.

Заканчивается экскурсия «Скиты Валаама» у монастырской фермы, с конца XIX столетия и до наших дней снабжающей обитель превосходными молочными продуктами. Рассказ экскурсовода коснется вопросов хозяйственной и экономической жизни обители. Особое место в экскурсии уделяется знакомству с уникальным природным комплексом Валаамского архипелага, его флорой и фауной.

После обеда мы посетили красивейший Владимирский скит.

Экскурсия в скит Валаамской обители, воздвигнутый уже в начале XXI века. Расположенный в живописной луговине, напоминающей уголок Центральной России, затерявшийся в суровых валаамских скалах, этот скит был сооружен уже в наши дни как резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его освящение состоялось осенью 2008 года, в 1020-летний юбилей крещения Руси св. равноапостольным князем Владимиром, в честь которого и назван главный престол скита. Шатровый Свято-Владимирский храм с двумя приделами во имя Всех Русских Святых и Покрова Пресвятой Богородицы является центральной частью сложного архитектурного комплекса. Выполненный в русском стиле с элементами модерна, изящно декорированный росписями и резьбой по камню, он включает в себя несколько собранных в единое целое зданий – братских келий, иконописной и реставрационной мастерских, трапезной, различных подсобных помещений. Комплекс Владимирского скита, безусловно, является одним из наиболее интересных и талантливых архитектурных проектов, осуществленных в России в последние годы. В программу экскурсии входит осмотр скита, посещение его храмов и расположенного в цокольном этаже Валаамского Музея. Его богатая экспозиция составлена на основе фондов Валаамского научно-исследовательского музея-заповедника и архива монастыря. Четыре зала знакомят гостей с древней историей обители, периодом ее расцвета в ХIХ в., традицией братских послушаний (ремеслами, промыслами), периодом восстановления в наши дни. Отдельный зал посвящен теме «Валаам в отечественном изобразительном искусстве», где демонстрируются валаамские пейзажи русских художников ХIХ-ХХI вв. Особое место в экспозиции уделено личности покойного Патриарха Алексия II, столь много сделавшего для возрождения Валаамской обители, освятившего Владимирский скит незадолго до своей кончины.

Вечером паломники молились на вечернем богослужении, так как вся группа готовилась ко Святому Причастию. Исповедь проводил священник Павел Кузнецов, возглавлявший нашу группу.

(161)